X
  • пн.-пт. с 9.10 до 18.00
arrow back

Может ли ФЛП принять на работу директора?

Может ли ФЛП принять на работу директора?

Физическое лицо предприниматель (далее – предприниматель) не обязана вести бизнес самостоятельно. У нее есть такие же права, как у крупных предприятий – принимать работников, на выполнение определенного функционала. Приведем пример, если предприниматель занимается розничной торговлей ему не обязательно выполнять функции продавца, он может нанять человека для этой работы. Однако давайте разберем ситуацию, когда предприниматель хочет передать свои полномочия наемному лицу.

Ни в одном нормативном акте не сказано о том, что предприниматель может делегировать функции по управлению своей деятельностью наемному директору. В Гражданском кодексе (далее ГК) и Хозяйственном кодексе (далее ГК) речь идет исключительно о наемном директоре юридического лица. Эта должность имеет статус исполнительного органа. А ФЛП не имеет возможности создавать исполнительный орган. Обоснуем, опираясь на законодательные нормами:

1. Руководство предприятием может осуществляться через руководителя, который подотчетен собственнику, его уполномоченному органу или наблюдательному совету. Руководитель действует от имени предприятия без доверенности (ст. 65 ГК).

2. Учредитель частного предприятия может осуществлять управление как самостоятельно, так и через руководителя. Директора в таком случае нанимают по контракту (ч. 4 ст. 128 ГК).

3. Органами управления обществом являются общее собрание участников и исполнительный орган. Общее собрание общества своим решением создает исполнительный орган и устанавливает его компетенцию и состав. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких лиц (ст. 97, 99 ГК).

4. Согласно ст. 39 Закона от 06.02.2018 г. № 2275-VIII в ООО единоличный исполнительный орган именуется директором, а коллегиальный — дирекцией. Однако ООО в своем уставе имеет право называть свой исполнительный орган и иначе.

5. На основании ст. 52 ГК предприниматель отвечает по обязательствам, связанными с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Возможности осуществлять управление через исполнительный орган (директора, руководителя) у предпринимателя нет. Он руководит своей деятельностью самостоятельно и берет на себя ответственность за все связанные с такой деятельностью риски.

ВНИМАНИЕ! Даже если отбросить все теоретические моменты, с практической точки зрения предприниматель тоже не сможет назначить директора. Ведь согласно п. 13 ст. 9 Закона от 15.05.2003 г. № 755-IV данные о руководителе предприятия вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР). А вот данные о директоре предпринимателя внести в ЕГР невозможно, ведь в заявлении о госрегистрации предпринимателя (форма 10, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5, далее — Приказ № 3268/5) графа о директора отсутствует.

С позиции трудового законодательства принять на работу директора у предпринимателя тоже не получится. Директору, как и другим наемным работникам, следует внести запись в трудовую книжку. Согласно п. 2.14 Инструкции, утвержденной совместным приказом Минтруда Украины, Минюста Украины, Минсоцзащиты от 29.07.1993 г. № 58, в формулировке записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, используют наименования из Классификатора профессий ДК 003:2010 (далее — Классификатор). В нем такая должность, как директор предпринимателя, не предусмотрена. Есть только директор (начальник, другой руководитель) предприятия (код КП 1210.1).

ВНИМАНИЕ! Если наименование должности не будет соответствовать Классификатору, предпринимателя могут оштрафовать органы Гоструда за нарушение, предусмотренное абзацем восьмым ст. 265 Кзот. Штраф за такое нарушение составляет 1 МЗП (сейчас это 4173 грн).

Так что получается, ФЛП должен только лично управлять своей деятельностью? Нет, это не так. Из выше изложенного видно, что предприниматель не может нанять директора, как не крути. Однако это вовсе не означает, что предприниматель не может принять на работу помощников (или даже нескольких помощников). Как вариант — такого помощника можно принять на должность менеджера (управляющего). С учетом своей сферы деятельности предприниматель может выбирать такие наименования должности согласно Классификатору:

• менеджер (управляющий) в розничной торговле непродовольственными товарами (код КП 1453.2)

• менеджер (управляющий) в розничной торговле продовольственными товарами (код КП 1454)

• менеджер (управляющий) в гостиничном хозяйстве (код КП 1455.1)

• менеджер (управляющий) по организации питания (код КП 1456) и др.

Если менеджер (управляющий) будет подписывать договоры, взаимодействовать с органами ГНС и другими контролирующими органами, то ему необходимо выдать доверенность. Причем такую доверенность следует удостоверить у нотариуса. Согласно ст. 246 ГК доверенность без нотариального удостоверения может выдавать только юридическое лицо.

Совет юристов чтобы менеджер (управляющий) мог действовать без доверенности, данные о нем нужно внести в ЕГР. Для этого предприниматель должен включить информацию о таком лице (нескольких лиц) к заявлению о госрегистрации предпринимателя (форма 10, утвержденная Приказом № 3268/5). Если это нужно сделать уже после госрегистрации, тогда предприниматель подает заявление о внесении изменений в ЕГР (форма 11, утвержденная Приказом № 3268/5).

Существует много нюансов ведения деятельности, поэтому мы советуем обращаться за помощью к профессионалам, которые смогут Вам предоставить необходимую консультацию. Специалисты StartCompany всегда рады принимать новые вызовы! Обращайтесь!

назад
-->